Проблемы со зрением у учащихся при дистанционном обучении в период самоизоляции

Проблемы со зрением у учащихся

В настоящее время в связи с особой санитарно-эпидемиологической обстановкой, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, практически все учащиеся дошкольных групп, школьники образовательных школ, и студенты колледжей и ВУЗов России, Европы, Америки переведены на дистанционное обучение. Новая система обучения имеет как свои плюсы, так и минусы, что связано как с развитием ряда особенностей социально-психологического характера, так и со здоровьем в общем и зрением учащихся, в частности.

Дистанционное обучение предполагает работу педагога с классом или группой в режиме онлайн. В текущем времени учащиеся общаются с преподавателем, а также между собой посредством компьютера, планшета, ноутбука или телефона. Практически все задания требуют от учащихся зрительного внимания при письме, одновременного слежения за онлайн трансляцией урока, письменными и устными ремарками педагога. Глаза ученика устремлены то на экран гаджета, то в тетрадь, что глобально меняет характер зрительной нагрузки. В отличие от урока в классе или аудитории, где после фокусировки на близком расстоянии и записи в тетрадь учащийся поднимает глаза и смотрит вдаль на доску или на педагога, автоматически расслабляя аккомодацию, в сложившейся ситуации глаза учеников продолжают работать на близком расстоянии, не имея возможность «сбросить» мышечное напряжение и расслабиться. Для глаз максимальная зрительная нагрузка появляется при работе на близком расстоянии, при этом мышечная система глаза постоянно находится в напряжении (цилиарная мышца вынуждена максимально сжимать хрусталик), чтобы не терять фокус и хорошо видеть вблизи. Поэтому зрительная работа учащихся исключительно на близком расстоянии в течение 40 минут подряд приводит к перенапряжению цилиарной мышцы и целому каскаду изменений в зрительной системе глаза. Особенно опасной становится та ситуация, если изначально уже имелись заболевания глаз или предрасположенность к ним. Например, избыточный зрительный труд вблизи может вызвать развитие и прогрессирование миопии, появление астенопии, амблиопии и даже провоцировать косоглазие у ребёнка. А если умножить 40 минут на 6 уроков, прибавить время выполнения домашнего задания, и, конечно же, добавим личное досуговое время, проведенное за экранами гаджетов и телевизора при невозможности выйти на улицу, посмотреть вдаль, погулять и подвигаться, сумма получится впечатляющей.

С другой стороны, кроме перегрузки аккомодации, использование телефонов и планшетов в домашних условиях приводит к желанию удобно разместиться в кресле или на диване, специально не оборудованном для занятий. Однако это исключает возможность удобно писать, ровно сидеть, а также не обеспечивает правильное освещение. Неправильно организованное рабочее место учащегося наносит не меньший вред здоровью, чем избыточное напряжение глаз вблизи. Страдает позвоночник, постепенно и незаметно развиваются сколиозы, ранний остеохондроз, что в свою очередь также опосредованно служит причиной снижения зрения. В условиях значительных нарушений организации труда учащихся развивается порочный круг патологических изменений зрительной системы.

Кроме уже названных причин нарушения зрения при дистанционном варианте обучения, необходимо отметить, что работа с экранами приводит абсолютно у всех людей любого возраста к снижению частоты морганий, что в свою очередь приводит к постепенному развитию синдрома сухого глаза, усугубляющего зрительное переутомление.

Есть еще один незаметный и очень вредный механизм снижения зрения и иммунитета – невозможность выйти на улицу в необходимом временном объеме, а значит отсутствие выработки кожей витамина Д, так необходимого в борьбе с прогрессирующей миопией. Сочетанное отсутствие движения и витамина Д могут привести постепенно и крайне незаметно к сколиозу, остеохондрозу, что в свою очередь, лишь подхлестнет развитие проблем со зрением.

Организация правильной зрительной нагрузки

Итак! Что делать?

1. Организация правильного рабочего места

  • работа только за стационарным персональным компьютером с диагональю не менее 17 дюймов и необходимым углом наклона;
  • отказ от смартфонов и планшетов;
  • расстояние до экрана не менее 60 см, а центр его несколько ниже линии глаз;
  • высота стола и стула должны соответствовать росту учащегося согласно гигиеническим нормам;
  • достаточное освещение слева для правшей или справа для левшей (освещение должно быть достаточным, но не особенно ярким, так избыточно яркое освещение приводит к переутомлению);
  • ношение актуальной очковой коррекции, которая является более подходящей в период домашней самоизоляции;
  • в комнате должна быть обеспечена достаточная влажность не менее 50%, при необходимости должны работать увлажнители воздуха;
  • регулярное проветривание помещения после каждого занятия. В перерывах обязательна гимнастика;

2. Организация правильной зрительной нагрузки

  • после завершения каждого занятия должен быть перерыв, в течение которого необходимо полностью отказаться от зрительной нагрузки вблизи, лучше посмотреть в окно, сделать физические и зрительные упражнения (будут приведены ниже);
  • максимальное время непрерывной зрительной нагрузки согласно санитарно-гигиеническим нормам для дошкольника составляет не более 15 минут, для старших учащихся не более 40 минут. Этих норм нужно придерживаться даже тогда, когда речь идет о свободном времени (компьютерные игры, просмотр фильмов, некоторые хобби (рисование, шитье), в этот список попадает, к сожалению, и чтение);

3. Контроль и оценка состояния зрения

  • нужно посмотреть вдаль в окно (если есть очки для дали или постоянного ношения, то смотреть необходимо в очках), оценить как видно вдаль обоими глазами, соответствует ли качество зрения привычной картинке из окна или она стала нечеткой. Далее обязательно поочередно закрыть КАЖДЫЙ ГЛАЗ и сравнить качество зрения каждого глаза! Зрение каждым глазом должно быть сопоставимо зрению обоими глазами! Если у вас маленький ребенок дошкольник, помогите ему провести тестирование.

Важно понимать! Если есть снижение зрения, хотя бы одного глаза, жалобы на нечеткость, нужно срочно обратиться к офтальмологу, чтобы вовремя предотвратить проблемы со зрением.

В целях обеспечения нормального корригированного зрения и препятствию прогрессирования ухудшения зрения необходимо обратится к офтальмологу и выписать актуальный рецепт на очки. Даже если учащийся находится удаленно на даче, постарайтесь записать его на ближайшее время к офтальмологу. Не теряйте время, пока ожидаете визит, самостоятельно постарайтесь проводить с ребенком зрительные упражнения. Попробуйте сделать сначала сами, а затем вместе с ребенком. Ваши впечатления от сделанных упражнений и опыт помогут правильно их выполнять. Важно понимать, что только с помощью упражнений решить проблему нельзя, но они помогут разгрузить аккомодацию, расслабить излишнее зрительное напряжение.

Тренировка аккомодации в домашних условиях

Тренировка аккомодации в домашних условиях

  1. Упражнения с меткой на стекле (выполняется в очках для дали, в очках для постоянного ношения, или без очков, если они не прописаны ребенку): стоять перед окном на расстоянии 40 см, на уровне глаз ребенка на стекле наклеить метку 3 мм в диаметре черного цвета, закрыть один глаз (лучше импровизированной повязкой), посмотреть на метку 3 секунды, затем перевести взгляд за окно на объект, находящийся на максимально удаленном расстоянии, но еще видимый, не меняя оси взгляда, «посмотреть как бы через черную метку вдаль», экспозиция 3 секунды, и так 3 минуты каждым глазом по очереди, 3 раза в день.
  2. «Ракетка», это упражнение выполняется вблизи также в очках для дали или постоянного ношения (очки для работы вблизи нужно снять): на небольшие по размерам карточки (как визитка) наклеиваются и печатаются буквы размером 2 мм. Лучше напечатать разные буквы (с разными буквами будет легче или сложнее заниматься). Если занятия проходят легко, размер буквы можно уменьшить. Упражнения выполняются также каждым глазом отдельно, это важно. Вытягиваем карточку максимально на расстояние вытянутой руки, смотрим на букву, медленно приближаем до тех пор, пока объект не начнет расплываться или раздваиваться. Затем тренируемый так же медленно отодвигает карточку от глаз до конца вытянутой руки, смотря на букву. Упражнение повторять 3 минуты несколько раз в день.
  3. Упражнения на подвижность: описывать глазами круги, квадраты, кресты медленно с максимальной амплитудой, но, не доводя до болевых ощущений, в течение 3-5 минут не реже 3х раз в день постоянно. При ощущении нагрузки на глаза зажмуриваться несколько раз подряд.

Будьте здоровы и берегите свое зрение!

Лицензии
Оставить отзыв
Задать вопрос
Подать жалобу / обращение
captcha
Заявка на запись
заявка не является записью, дождитесь звонка из клиники
captcha
Записаться на приём
captcha
Консультация по телефону с врачом офтальмологом
captcha
Консультация по телефону с врачом офтальмохирургом
captcha
Консультация по телефону с врачом косметологом
captcha
Заявка на запись
заявка не является записью, дождитесь звонка из клиники
captcha