Ученики, получившие очки в рамках школьной программы, показали более высокие результаты в тестах по чтению и математике – говорится в исследовании, проведенном в Университете Джона Хопкинса, США.
Полученные результаты могут привести к улучшению успеваемости миллионов детей, страдающих нарушениями зрения и не имеющих доступа к педиатрической офтальмологической помощи.
Исследование было опубликовано 9 сентября 2021 года в журнале JAMA Ophthalmology.
«Мы убедительно доказали, что предоставление детям необходимых очков помогает им преуспеть в школе», - говорит старший автор исследования Меган Коллинз, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, детский офтальмолог из Института Джона Хопкинса Уилмера при Медицинской школе Университета Джона Хопкинса, сотрудник Института биоэтики Джона Хопкинса Бермана и содиректор Консорциума по решению проблем здравоохранения на базе школ Джона Хопкинса.
Команда исследовала учащихся, которые прошли офтальмологическое обследование и получили очки в рамках программы Vision for Baltimore, начатой в 2016 году после того, как исследователи из Университета Джона Хопкинса выявили потребность в охране зрения среди учащихся государственных школ города. На тот момент около 15 000 из 60 000 учащихся дошкольных и восьмых классов города, вероятно, нуждались в очках, хотя многие не знали об этом или не имели средств для их приобретения.
Клиническое исследование, проводившееся с 2016 по 2019 год, проанализировало успеваемость 2 304 учащихся третьих-седьмых классов, которые прошли диагностику, офтальмологический осмотр и получили очки от организации Vision for Baltimore. Исследовательская группа изучила результаты учащихся по стандартизированным тестам по чтению и математике, измеряя как однолетний, так и двухлетний эффект.
Результаты по чтению значительно повысились через год у учеников, получивших очки, по сравнению с учениками, получившими их позже. Также наблюдалось значительное улучшение результатов по математике у учащихся начальной школы.
Исследователи обнаружили особенно значительные улучшения у девочек, а также у учащихся, находившихся на специальном обучении, и учащихся, которые ранее были одними из самых низких по успеваемости.
«Очки принесли наибольшую пользу именно тем детям, которые больше всего в этом нуждались – тем, кто действительно испытывал трудности в школе», – утверждает Меган Коллинз, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, старший автор исследования.
Улучшение успеваемости, наблюдавшееся через год, не сохранялось в течение двух лет. Исследователи подозревают, что это может быть результатом того, что со временем ученики стали меньше носить очки, возможно, из-за того, что они их потеряли или сломали.
Исследователи считают, что для поддержания успеваемости, наблюдавшейся после первого года обучения, помимо проведения первичного обследования и предоставления детям очков, родители и учителя должны усилить контроль за тем, чтобы дети носили полученные очки, и заменять их в случае необходимости.